Книга:

Глава V Имущественное и социальное неравенство

В жизни тувальцев в колониальное время по сравнению с временами по улиули произошло немало изменений. Возросла роль территориальных группировок. Каждая деревня делится теперь на четыре квартала (поту), имеющих свои названия. Два квартала объединяются в «стороны» (фетуу), которые соревнуются друг с другом в песнях и танцах, в спорте и т. д. В постройке дома принимают участие все жители поту. Однако роль поту и   фетуу все же невелика [38, с. 291].

Тапу Ливи рассказал нам, что в прошлом деревня Фонгафале на атолле Фунафути делилась на четыре части, но зто, видимо, были не кварталы, а общинные группы, в каждую из которых входило по 10 каинг. Все эти группы имели свои названия (Ниуа, Ваитафе Малунгата, Матафела), своих вождей и были экзогам> ными. Британские власти, сказал Тапу Ливи, отменил! экзогамию, сейчас запрещается жениться только ш родной сестре. Все четыре общинные группы исчезли по словам Тапу Ливи, 60—70 лет назад. Теперь остались только каинги. В деревне Фонгафале сейчас окол( 50 каинг. Деревня делится на две «стороны» — Алапи f Сенала. Есть земли, которыми владеет деревня в це лом,   и   есть   участки   каинг.

Под нажимом колониальных властей изменилась си стема управления. Место вождя и совета глав каиш занял Островной совет, находившийся под контроле колониальной администрации. В состав совета входил! и главы каинг. Поток материальных благ, поступавши вождю и главам каинг, был сведен до минимума.

С населения взимался налог, который поступал  бюджет Островного совета. Были отменены обычаи, ) соответствии с которыми вождю оказывались особые почести. Между общинниками   и вождями,  по   слова!

И. Брэди, воцарилось равноправие [38, с. 291]. Но это не совсем так: вождь и главы каинг продолжали занимать особое положение, однако они подчинялись местному резиденту, служащему колониальной администрации.

В результате воздействия колониальных порядков на местные социальные институты сложилась мозаичная структура, которую нельзя считать прямым продолжением традиционных институтов, но которую вместе с тем   невозможно понять без знания последних.

В прошлом у власти стояли традиционные наследственные вожди. Тогда общинное объединение было гетерогенным не только в том смысле, что состояло из нескольких каинг, неродственных или связанных отдаленным родством (что сохраняется в настоящее время), но и в том смысле, а это главное, что каинга делилась на богатых и бедных, а среди родовых групп выделялись   правящие,   благородные   роды.

На островах Тувалу в рамках общинных объединений и в рамках самих каинг существовало отчетливо выраженное имущественное и социальное неравенство.

Важной чертой имущественного неравенства было то, что у одних каинг участки земли были больше и лучше, у других — меньше и хуже. Какие именно каинги становились обладателями богатых земель, определялось в ходе истории заселения островов, борьбы за власть, последующих захватов земель, о чем красноречиво   повествуют   предания.

Другая характерная черта состояла в том, что члены каинги, владевшей лучшими землями, всегда занимали место на верхних ступенях социальной лестницы, подчиняя остальных своей власти. Род, лежащий в основе этой каинги, был правящим, благородным, или «высшим». Из него выходили вожди всего общинного объединения. Сосредоточение в одной каинге (или двух при двоевластии) лучших земель, с одной стороны, и прав на титул вождя — с другой, не было случайным совпадением. Каинга, захватившая лучшие земли, могла сохранить их в своей собственности только при одном непременном условии: если ее глава был в то же время вождем всего общинного объединения, либо острова, либо его части (если на острове было несколько общинных  объединений).

Вождь общинного объединения олицетворял одновременно и богатство и власть. Его каинга была самой многочисленной, род — благородным, земельные участки — самыми крупными. Он вел происхождение от первопоселенца по старшей мужской линии, а иногда, как считали островитяне, и от божеств. На него самого подчас: смотрели как на божество, ему оказывали особые знаки почета, беспрекословно выполняли его приказы. Недаром европейцы называли этих вождей «королями».

По словам миссионера Уитми, на разных островах архипелага были разные формы правления: на одном острове — один «король», обладавший абсолютной, властью, на другом — «король» и совет вождей, т. е. совет глав каинг,

[1]23
Оглавление