Книга:

Глава V Имущественное и социальное неравенство

но в отношениях между алики и каутангата приобрели совершенно другой характер. Для рядовых общинников в отношениях с вождем право на совместный труд постепенно превращалось в обязанность работать на последнего, право на взаимную помощь — в обязанность выплачивать ему дань, право на гостеприимство — в право алики присваивать себе любую вещь, пришедшуюся   ему   по   вкусу.

Основой отношений в общинном объединении и в каждой из каинг, входящих в него, было неравенство—. имущественное и социальное. Однако это неравенство не бросалось в глаза, и поэтому многие исследователи его не увидели. Так, у И. Брэди сложилось впечатление, будто в каждой каинге царствует алофа — взаимная симпатия, любовь, щедрость [38, с. 296].

М. Салинс утверждает, что рядовые общинники отдавали вождям лишь излишки (так он называет прибавочный продукт), а те использовали полученное на благо общины — устраивали празднества, нанимали ремесленников для постройки общинных домов, лодок и т. д. [98, с. 4—5]. В реальной жизни все было иначе. Подтверждением этого служит такой, казалось бы, не имеющий прямого отношения к социальному расслоению институт,   как   система   родства.

12[3]
Оглавление