Книга:

Глава V Имущественное и социальное неравенство

на третьем — два «короля» с равной властью, на четвертом — «король» и вождь, который формально был подчинен «королю», но на деле, благодаря силе характера, являлся реальным правителем [112,   с.   27].

Источники иногда противоречивы. Так, по свидетельству Э. Граффе, на острове Нанумеа был один «король», который назывался туинанумеа; он управлял островом с помощью совета из семи жрецов; кроме того, был еще вождь [66, с. 118]. А Уитми утверждает что на острове было два «короля» [112, с. 25]. Граффе пишет, что островом Ниутао управлял не столько «король», сколько «президент республики» [66, с. 118], а Уитми считает, что там были «король» и вождь; управлял островом «король», при этом значительным влиянием   пользовался   вождь.

Весьма противоречивы свидетельства, касающиеся формы правления на атолле Фунафути. И. Невелл пишет, что население острова делилось на пять различных родов; его слова подтверждает Г. Тэрнер. «Короля», говорит последний, выбирали из той семьи, которая была на очереди, а таких семей было четыре или пять [93, с. 607; 108, с. 282]. В. Соллас же считает, что «короля» выбирали по очереди из двух семей [102, с. 354]. Э. Дэвид отмечает, что 'в самом конце XIX в. на Фунафути были «король» и вождь, близкий по рангу к «королю». Она высказывает 'предположение, что вождь сам со временем станет «королем» [52, с. 126}. Далее она указывает, что и «короля» и вождя (то терминологии Солласа, «субкороля»)  выбирал народ [52, с. 191].

На острове Нануманга, по сообщению Г. Тэрнера, был «король» и три нем совет из пяти человек, но в обсуждении важных вопросов участвовали тринадцать глав   каинг   [108,   с.   21].

Устная история островов Тувалу, записанная Р. Ро-бертсом,  позволяет ближе подойти к  истине.

На острове Нанумеа был один верховный вождь — туинанумеа, или улу алики. Его выбирали из рода Тефо-лаа   мужчины   этого   рода.

На острове Нануманга сначала был один верховный вождь (первопоселенец по имени Лаши, основавший род Моухала). Затем между родами Моухала и Мангомахи разгорелась борьба. Род Моухала был фактически отстранен от власти, хотя и поставлял улу алики. К власти   пришел   род   Мангомахи.

На Ниутао тоже сначала был один верховный вождь. Позже установилось двоевластие: род Фуатиа правил западным берегом, род Покиа — остальными землями. При этом каждый из двух верховных вождей имел помощника. Род Фуатиа разделился на мужскую (Таи-таи) и женскую (Матие, сестра Таитаи) ветви, между которыми, возможно, тоже шла борьба за власть.

На Нуи было два рода, из которых выбирали вождей. Из одного — верховных вождей (алики тупу), управлявших духовной жизнью, из другого — вождей земли  (алики лаукеле), обладавших светской властью.

На Фунафути история начинается с одного верховного вождя, Телематуа. В поколении его внуков и правнуков боролись за власть два рода — Таилоа и Тепаоло. Некоторое время существовал обычай, в соответствии с которым вожди этих родов поочередно стояли у власти. Вскоре власть захватил представитель рода Тепаоло по имени Тауса. Затем установилось двоевластие: род Тепаоло правил в деревне Фонгафале, род Таилоа— на островке Мулитефала. И наконец, к власти пришел род Таилоа, хотя вожди из рода Тауса и сохраняли за собой   титул   алики   туту.

На Нукулаелае когда-то был один верховный вождь, Валоа, потом установилось двоевластие. Сначала должность переходила от отца к сыну (в рамках малой семьи), затем она стала выборной в пределах двух родов— Ваве   и   Таупо.

На островах Нанумеа и Нукуфетау верховного вождя называют туи, на Фунафути— тупу. Соллас называл «короля» эрикитубу (очевидно, следует читать алики-тупу), а «субкороля» — эрикитабуа. Слово тупу, обозначающее правителя, известно также на Самоа и Токелау [41, с. 283; 85, с. 50). Мы в дальнейшем будем называть правителя термином алики-тупу [97, с. 404], встречающимся   в   устной   истории.

Алики-тупу — это, конечно, не «король», а вся система управления — не монархия. На островах господствовал общинно-племенной строй, в рамках которого уже появилось имущественное и социальное неравенство, произошло разделение общества на правителей, вождей (алики) и рядовых общинников (каутангата). Вожди, являясь членами тех же каинг и родов, что и рядовые общинники, управляли с помощью общинно-родовых институтов и обычаев, таких, как коллективная собственность на землю, совместный труд, взаимная помощь, гостеприимство и т. п. Обычаи в отношениях между рядовыми общинниками сохранились прежними,

1[2]3
Оглавление