Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

4. ЙЕМЕНСКИЕ РЕАЛИИ  В ДЖАХИЛИЙСКОЙ  ПОЭЗИИ

Делегации из Йемена везли пророку в подарок одежды [481, с. 52], часто говорится о роскоши одежд приезжих из Йемена, что вызывало нарекания пророка (см., например, [194, т. 1, ч. 2, с. 75, 85]). Мухаммад якобы носил хадрамаутский плащ [194, т. 1, ч. 2, с. 10, 153], саваны пророка и Абу Бакра были из йеменской ткани [194, т. 2, ч. 1, с. 43; 204, с. 12, пер., с.: 46]. Го договору Мухаммада   с  Наджраном  жители  города   еже-годно выплачивали 2 тыс. олежл-хулла [28, с. 87—88]. Муазу б. Джабалу было якобы приказано брать джизью с немусуль­ман Йемена маафирскими тканями [481, с. 53] (об изготовлении расшитых тканей при Муавии см. [72, с. 16]; о шитье йеменца­ми кисвы см. [333, с. 204]).

Широкое распространение ткачества предполагает наличие сырья. Хлопок появляется в Аравии уже в III в. до и. э. С эллинистических времен хлопок и хлопчатобумажные ткани поступали в Египет в основном из Индии через Йемен [345, с. 130—147], и таким образом культура хлопчатника могла быть занесена в Южную Аравию. Йеменский хлопок, слегкя желтоватый, был, видимо, хорошо известен в Халифате. Описы вая хлопок Табаристана, Ибн Хаукал говорит, что он сходен с хлопком Сады и Саны ([189, с. 272; 190, с. 381]; о хлопке Джау-фа см. [342, с. 53; 120, с. 228 и примеч. 839]; о хлопке (атаб) прибрежного Хадрамаута см. [125, с. 201]).

Оружие также представлялось джахилийским поэтам издрев­ле связанным с Йеменом.. Его называют адитским (Рашид ал-Йашкури, см. [211, № 86, стк. 5—9]); знаменитые копья на­зывают йазанитскими по знатному кайльскому роду зу Иазан (например, Абу Зуайб, см. [211, № 126, стк. 59}), кольчуги — туббаитскими (от тубба — «химйаритский царь»: ал-Мизаррид, см. [211, № 17, стк. 38]; Абу-3усайб, см. [211, № 126, стк. 59]; ан-Набига, см. [86, с. 95]); связывали его и со сказочным Ира­мом (Зухайр, см. [45, с. 158]). Особо знамениты были йеменские мечи (Антара, см. [20, с. 140; 211, т. 1, с. 562, 619]).

В мусульманское время йеменские ремесленники продолжа­ли изготовлять клинки, наконечники копий и дротиков [333, с. 207]. Ал-Хамдани пишет об изготовлении из различных по­делочных, камней Йемена украшений для кинжалов и мечей, отмечая, что подобные им делают еще только в Индии [125, с 364—365].

Кожи, выделанные в Йемене, славились своим, высоким ка­чеством (Тарафа, см. [19, с. 30]). Были известны специальные йеменские дубильные вещества (ал-Мизаррид б. Дирар, см. [211, № 15, стк. 25—26]). В стихахчасто упоминаются ремни и подпруги из йеменской кожи (например, Зухайр, см. [45, с. 354]). Основными центрами обработки кож были Наджран, Сада, Джураш. Кожевенное ремесло продолжало процветать и в мусульманское время [191, с. 135—136; 189, с. 31; 190, с. 36; 193, с. 112].

1[2]
Оглавление