Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
4. ЙЕМЕНСКИЕ РЕАЛИИ В ДЖАХИЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ
В поэзии доисламской Внутренней Аравии йеменские реалии составляли значительный элемент образной системы. Бесчисленные напоминания о погибших йеменских царствах и царях были неотъемлемой частью рассуждений о судьбе и ее могуществе; йеменские цари, племена, населенные пункты звучали лучшими доказательствами могущества, входя в перечисление побед какого-либо восхваляемого вождя; следы становища сравнивали со стертыми йеменскими письменами и т. д. Все это — свидетельство тесных контактов аравийцев V—VI вв. с Йеменом. Особой категорией таких свидетельств можно считать упоминания предметов, изготовленных йеменскими ремесленниками. Главным образом они упоминаются в сравнениях, как вещи, всем хорошо известные и потому способные помочь поэту передать слушателю свои ощущения и настроения.
Традиционное арабское название плаща-накидки — бурд — первоначально означало йеменский полосатый плащ (ср. [159, указатель; 211, т. 2, с. 81, 101]). В поэзии, даже в мусульманское время, определение йамани относилось прежде всего к плащу (Зу-р-Румма, см. [160, № 75, стк. 2]). Полосатые ткани считались в предисламской Аравии специфически йеменским товаром и различались по местам изготовления и типам узоров: атхами (Имру ал-Кайс, см. [68, № 3, стк. 48]; аш-Шанфара, см. [17, с. 27]; ал-Хутайа, см. [17, с. 243]; Ауф б. Атийа, см. [211, № 124]), шарабийа (ал-Аша, см. [170, № 1, стк. 47, № 77, стк. 8; 197, т. 3, с. 275]), джайшанийа (Абид б. Абрас, см. [158, № 15, стк. 14]) и много других (см. [481, с. 51—53]).
Йеменские ткани обычно были в красную и черную полоску (образ: ал-Хутайа, см. [130, с. 37]), однотонными красными (ракм и акл: ал-Мусаккиб ал-Абди, см. [211, № 76, стк. 11]; Амир б. ат-Туфайл, см. [211, № 106, стк. 10]) или белыми (сихл/сахл: Тарафа, см. [19, с. 185]; Зухайр, см. [45, с. 322]; ан-Набига аз-Зубйани, см. [86, с. 93; 481, с. 51—52]). Пестрота одежд считалась характерным признаком химйаритов, и ал-Хутайа, описывая зацветший пруд, говорит: «Словно "по краям его и сторонам встречаются друг с другом химйариты» [130, с. 32]. А Субай б. Хатим, описывая, как дождь согнал цветы к дому, говорит: «Со стен (дождем) сбиваются камни, а сам он словно окружен наутро химйаритскими верблюжьими седлами» ([211, № 113, стк. 22]; аналогичные описания дождя см. [68, с. 80; 158, № 6, стк. 6—15]).
Йеменскими тканями часто покрывали верблюжьи седла [211, № 48, стк. 3; 68, с. 7, 579], а также паланкины [211, № 76, стк. 11]. Особо ценились узорчатые ■ ткани раит (Зу-р-Румма, см. [160, № 14, стк. 19, 20]). Одним из главных красителей для окрашивания тканей в красный цвет был андам, сок сокотрий-ского «драконового дерева» [211, т. 2, с. 361, примеч. 42]. Иногда название йеменской ткани в форме причастия могло стать определением к другому типу ткани, также изготовленной в Йемене, например атхами мушараб, сочетающий типы тканей атхами и шараби (Имру ал-Кайс, см. [68, № 3, стк. 48]; список названий йеменской одежды и тканей см. [342, с. 55]).
Изготовление тканей в Йемене, Хадрамауте, Омане особо подчеркивается в стихах (Зу-р-Румма, см. [160, № 55, стк. 7; 194, т. 5, с. 383]).. Упоминаются и йеменские торговцы тканямщ (ал-Хутайа, см. [130, с. 8]; Имру ал-Кайс, см. [68, с. 80; 32. №238]). .