Книга:
Введение
Примеров тому много. Так, жители Науру в знаХельнТГрГутратили свою «и/У-Советским этнографам, в числе вторых был и авторнастоящей монографии, во время пребывания на этомоствовкеудалос/только наблюдать ловлю фрегатовостровке удалось обряда уже утрачен) (причем религиозный смысл песен многие слова в которых да записать.
не могли перевести. Правда, Науру —особый остров это кладовая фосфатов. Местные жители получают от Британской фосфатной компании деньги за аренду их земель и почти совершенно отказались от прежних фГ хозяйства (земледелие, Рыболовство)и прежних предметов культуры и быта. Науру ввозитпоодоше и промышленные товары: сборные до-ма Дм бель домашнюю утварь, автомашины радноприемники и пр А вот на атоллах в группе Туамоту разве,пение кокосовой пальмы (для добывания копры, идущей на экспорт) привели к , и забросили выращивание таро (лишь несколь ко ям напоминают об этой прежней форме хозяйства). Продовольствие-мука, рис, сахар, консервы-импортируется Атоллы теперь разделены на секторы, работа в которых ведется определенной системе (рагуи), в порядке очереди Жители атоллов, отказавшись от прежнего образа жизни, постоянно переселяются из сектора в сектора, где живут во временных хижинах [33,
На маленьких островках традиционная культура вообще может легко погибнуть. Достаточно былопе-руанеким работорговцам увезти в 1862 г с острова пячпяботки гуано в Перу около 1000 мужчин, рапануйцев был нанесен смертный удар Остальное довершили миссионеры, сжегшие на косках сотни, если не тысячи, Деревянных дощечек с иероглифическими письменами. По нескольким случайно сохранившимся дощечкам ученым не так-то просто подобрать ключ к их прочтению. -Не надо забывать и о бушующих в Океании ураганах во время которых волны обрушиваются на низкие островки с такой страшной силой, что смывают с,лица земли людей и хижины, валят кокосовые пальмы; тем; кто остается в живых, приходится начинать все сначала.
Сказанное выше в полной мере относится и к островам Тувалу. В прошлом веке на архипелаге побывали перуанские работорговцы, которые увезли отсюда многих молодых мужчин. Здесь постоянно бушуют ураганы. Так, в 1973 г. сильный ураган произвел страшные разрушения на атолле Фунафути: были уничтожены все деревянные хижины, пострадала даже каменная электростанция.
Разумеется, если маленький островок чем-то знаменит, как, например, остров Пасхи, широко известный благодаря своим каменным статуям моаи и иероглифическому письму кохау ронго-ронго, то к нему привлечено внимание не только этнографов, но и археологов. Острова Тувалу в этом отношении ничем не выделяются. Культура тувальцев проста и по сравнению с культурой других полинезийцев даже бедна — здесь нет не только каменных, но даже деревянных статуй, отсутствуют тапа, кава. Известно, что Тувалу заселены 400— 500 лет назад выходцами с архипелагов Самоа и Тонга.
Но если учесть одно важное обстоятельство, а именно что тувальцы на своих крошечных атоллах и рифовых островах не столько создавали новую культуру, соответствующую местным условиям, сколько сохраняли старую, унаследованную от своих самоанских и тон-ганских предков, наше отношение к их культуре резко изменится. Конечно, были кое-какие адаптивные изменения, но они невелики. То, что нельзя было сохранить, тувальцы утратили, в частности исчезли тапа и кава, но то, что можно было сохранить, они сохранили и, что тоже очень важно, сохраняют до наших дней. Дело в том, что острова Тувалу не располагают природными богатствами, которые привлекали бы сюда европейских промышленников и тредеров. Европейцев на этих островах практически нет. Поэтому традиционная культура претерпела здесь значительно меньшие изменения, чем на большинстве других островов Полинезии. Мы имели возможность убедиться в этом во время пребывания на острове Уполу в группе Самоа, а затем на атолле Фунафути в группе Тувалу. Самоанцы славятся своей приверженностью к фаасамоа, т. е. традиционному самоанскому образу жизни, но тувальцы превосходят в этом отношении даже самоанцев.
Изучение жизни населения маленьких островных групп в Океании поможет этнографам в решении многих сложных проблем океанийской этнологии.
В заключение надо упомянуть о том, что в предлагаемой работе культура жителей островов Тувалу-лишь отправная точка. Мы рассматриваем ее на широком культурном фоне Западной Полинезии.