Книга:

Глава II  Западная  Полинезия и положение островов Тувалу

Вот почему, соглашаясь в принципе с выводами Э. Бэрроуза о наличии Западного культурного ареала, мы считаем, что его специфика изучена недостаточно хорошо, а потому и границы, указанные Э. Бэрроузом [43, с. 192], нуждаются в уточнении. Архипелаг Тувалу должен (быть ©'ключей в Западный культурный ареал, так же как и Тонгарева, заселенный с Тонга.

Попытка Э. Вайды соотнести выводы Э. Бэрроуза с концепцией непреднамеренных плаваний, выдвинутой Э. Шарпом, представляется нам преждевременной. В частности, промежуточное положение островов Тувалу Э. Вайда объясняет тем, что более поздние переселенцы, прибывшие с Токелау и Тонгаревы, по численности не уступали коренным жителям и в связи с этим не были ассимилированы ими [109, с. 825—$26]. Но, как это видно из устной истории островов Тувалу, крупных вселений с Токелау и Тонгаревы, по всей видимости, не было. К тому же эти острова составляют часть Западного культурного ареала и в этом отношении мало чем отличаются от островов Тувалу. Во всяком случае, они не были носителями центрально-окраинных черт.

Вывод о том, что архипелаг Тувалу входит в Западный культурный ареал, подтверждается историческими и лингвистическими данными, а также сходством многих элементов культуры, что имеет большое значение для изучения культуры тувальцев.

Название «Тонгарева» означает «плавучее Тонга»

Западная Полинезия — это не просто культурный ареал в рамках Полинезии, но и особая историко-этнографическая подобласть. Е'ще Э. Хэнди указал, что » Полинезии надо различать два культурных слоя [69,. с. 7]. Концепция, согласно которой в Полинезии был один центр, где сформировалась древняя полинезийская культура и откуда происходило заселение остальных островов Полинезии2, ныне отвергнута. В Полинезии было два центра. Сначала предки полинезийцев' прибыли в Западную Полинезию; здесь, скорее всего на Самоа и Тонга, сложилась западнополинезийская культура, и отсюда происходило заселение остальных архипелагов Западной Полинезии, в том числе и архипелага Тувалу. Часть переселенцев из Западной Полинезии прибыла в Восточную (видимо, на Таити), где сформировалась восточнополинезийская (или, по терминологии Э. Бэрроуза, центрально-окраинная) культура, и отсюда началось заселение остальных архипелагов Восточной Полинезии. С. Элберт, исходя из того,, что в Центральной и Окраинной Полинезии значительная часть лексики является общей для всех полинезийских языков, делает вывод, что восточнополинезийский праязык долго развивался '(видимо, на Таити) в изоляции от родственных западнополинезииских языков и лишь после этого началось заселение Центральной и Окраинной Полинезии и появились дочерние языки [56].

Вопрос о том, где сложилась австронезийская семья-языков—в Меланезии или в Индонезии, пока еще не решен. Но наличие двух очагов в Полинезии— более раннего (Западная Полинезия) и более позднего (вероятно, Таити)—можно считать установленным. Принадлежность островов Тувалу к Западному культурному ареалу —также признанный факт.

Это означает, что изучение культуры жителей островов Тувалу может дать ценные сведения о древней за-паднополинезийской культуре, более древней, чем культура Центральной и Окраинной Полинезии.

2 По мнению американского лингвиста Г. Хэла, прародина полинезийцев, их легендарная страна Гавайки —это архипелаг Самоа,. где один из островов называется Савайи. Те Ранги Хироа считает, что Гавайки —это остров Райатеа в архипелаге Таити (см. [17, с. 362, 365]).

1[2]
Оглавление